Важным фактором экономического развития любой страны является международная торговля. Успех внешнеторговых операций в значительной степени определяет дисциплина и ответственность сторон заключаемых сделок. Международные контракты обеспечиваются различными финансовыми инструментами, среди которых наиболее надежными считают международные банковские гарантии — обязательства банков одной стран, участников сделок выплатить определенные суммы по предъявлению надлежаще оформленных требований.
Выработкой стандартов отношений по международным гарантийным операциям занималась Международная Торговая Палата (МТП, ICC). Первые Унифицированные правила (URCG325), регулирующие отношения по контрактным гарантиям, она издала в 1978 году. Эти правила были разработаны чтобы уравновесить интересы всех сторон, применяющих банковские гарантии. Унифицированные правила содержали такие статьи, как лимиты ответственности гаранта, порядок оформления претензий по гарантии и их предъявления, документы, необходимые для подтверждения претензий.
В них впервые были определены такие гарантии, как тендерные, исполнения договора, возврата платежей. Эти правила не были до конца сбалансированными и в большей степени защищали интересы принципалов.
Учитывая сложившуюся практику, МТП в 1992 году выпустила вторую версию (URDG 458) Унифицированных правил, разработанных для гарантий по требованию. В этой версии интересы бенефициаров были защищены в лучше, чем в предыдущей (URCG 325).
По ним гарант обязан был выплатить на основании предъявления бенефициаром документов, перечень которых указан в его гарантийном обязательстве. Правилами определен базовый принцип гарантий — их документарность и полная независимость от основных контрактных обязательств. В них было указано, что:
- Гарантия является самостоятельным обязательством, независящим от основной сделки, для которой это обязательство выдается;
- обязанность выплаты по гарантии возникает по предъявлению в письменном виде требования с приложением указанных в ней, документов, а не по факту неисполнения принципалом взятых им по сделке обязательств.
Однако, и эти правила не учитывали все случаи, с которыми компании сталкивались на практике. В частности, они не регулировали порядок изменений условий гарантийных обязательств, авизования гарантий, предоставленных другими банками, предъявления частичного или нескольких требований по ним, действий сторон в исключительных обстоятельствах.
Накопленный положительный опыт и требования времени послужили причиной выпуска в 2010 году третьего варианта (URDG 758) Унифицированных правил, который действует с 1 июля 2010 года по настоящее время. В соответствии с ними гарантией по требованию является независимое обязательство, предоставляемое гарантом для обеспечения как международных, так и национальных контрактов. Документ переведен на 20 языков мира, состоит из 35 статей.
Унифицированные правила банковские гарантии в этой версии рассматривают, как документарные независимые от основной сделки обязательства. Статьей 5 Правил установлена полная независимость гарантии от заключаемого основного контракта и свобода действий гаранта по отношению к нему. Обязательство выплаты гарантийной суммы не зависит от других требований или разногласий. Оно касается только отношений между бенефициаром и гарантом.
Статья 6 определяет документарное свойство гарантии, т.е. гарант и бенефициар взаимодействуют друг с другом только посредством документов и не касаются работ, товаров или услуг. Статья 7 Правил устанавливает, что без ссылки на документ, его подтверждающий, условие гарантии признается ненаписанным (кроме дат срока действия). Ст. 19 описывает, как должен гарант проверять документы, предъявленные бенефициаром. В Правилах приведен также исчерпывающий перечень причин, по которым гарант может отказать в оплате по гарантии:
- истек срок ее действия;
- представлены не все, указанные в ней документы, требуемые для оплаты;
- требование и подтверждающие документы не отвечают указанным в гарантии условиям.
По ст. 5 ГК РФ Унифицированные правила относятся к обычаям делового оборота. В России они применяются в той мере, в которой не противоречат действующему законодательству.
Правила устанавливают также порядок разрешения споров по гарантии. Споры рассматривает страна того банка, который выдал гарантию, на основании действующих в этой стране законов, если в тексте гарантии не содержатся иные условия.
Остались вопросы? Мы с радостью вам перезвоним!
Читайте также
Банковская гарантия, договор
Гарантийное письмо банка — это один из наиболее востребованных способов обеспечения финансовых обязательств и инструментов финансового влияния.
Банковская гарантия для застройщика
Чтобы защитить права дольщиков при долевом строительстве жилья и иных объектов закон №214-ФЗ внесены поправки, предписывающие застройщикам предоставлять участникам строительства гарантии обеспечения обязательств по своевременной сдаче объекта в эксплуатацию. Одной из форм обеспечения обязательств застройщиков по 214-ФЗ является поручительство банка (гарантия).
Банковская гарантия, как форма кредита
Банковские гарантии относятся к кредитным продуктам банков, предлагаемым клиентам. В сравнении с кредитами они дешевле и пользуются большим спросом. Оформление банковских гарантий мало отличаются от процедуры заключения кредитных договоров.
Список банков в Ангарске выдающих банковские гарантии.
Название и адрес | Номер в перечне минфин-а | |
---|---|---|
1. | ПАО "Дальневосточный банк" Ангарск
665830, Иркутская область, г. Ангарск, территория Ангарской нефтехимической компании, объект 410 |
843 |